Get Adobe Flash player
( 9 Голоса/ов )

Этот цикл статей адресован, в первую очередь, тем, кто желает попробовать себя в   интересном, увлекательном  и творческом мире ловли рыбы на безнасадочную мормышку. Надеюсь, что и опытным рыболовам будет интересно почитать "записки провинциала"... Так уж получилось, что  осваивал я безмотылку в одиночестве. Поэтому, моя терминология иногда отличается от общепринятой, а некоторые утверждения  могут не совпадать с устоявшимся мнением. Тем не менее, все, о чем я пишу, проверено на более чем тридцатилетней безмотыльной практике и, безусловно, работает в Зауралье.

 

 Часть первая  
БЕЗНАСАДОЧНЫЕ ПРОВОДКИ.
Хват удильника
Казалось бы, что тут такого? Как привык, так и взял удочку. Однако, различные проводки в безмотыльной ловле зачастую удобнее, а значит и качественнее, осуществлять определенным захватом удильника. Отдельные специфичные проводки невозможно осуществить иным, отличным от рекомендуемого хвата, способом. Хотя, если постараться, то, наверное, и можно! Но, надо ли?!
1. Верхний хват

Всем знакомый и привычный способ держания удочки. Удобен для проводок быстрая пила, широкая пила, векторная, горка и им подобные.
2. Нижний хват

Иногда его еще называют «карандашным». И это, действительно, похоже на то, как мы держим карандаш или ручку. Удобен для проводок: быстрая пила, широкая пила, векторная, горка, нижний вектор.
3. Отвесный хват

Часто его называют «маятниковым» захватом. Удобен для всех маятниковых проводок.


4. Плоский хват.

Удочка лежит у Вас на ладони, придерживаемая только большим пальцем руки. Она расположена к Вам боком. Не встречал в литературе описание этого хвата, но в жизни изредка видел у старых, «довоенных» рыболовов.  Постоянно применяю плоский хват для многих  проводок, так как это единственный способ захвата удильника, при котором  могу видеть кивок в двух плоскостях одновременно, не отводя при этом далеко в сторону руку, локоть или неестественно поворачивая кисть, что, несомненно, быстро утомляет.  Для меня плоский хват так же комфортен, как и все выше перечисленные.

Теперь, коротко, о терминологии, которой пользуюсь при рассказе о рыбалке на безмотылку.
«Дриблинг» - быстрые или медленные колебания мормышки без подъема или спуска, то есть на одном месте.
«Частота» - количество циклов колебания мормышки (один цикл: вверх – вниз) в течение одной минуты.
«Амплитуда» - расстояние, которое проходит мормышка за один подъем или спуск в цикле. Наиболее четко амплитуда видна при дриблинге, когда мормышка колеблется на одном месте с подъемом, допустим, на три миллиметра  и таким же спуском.
«Длинный кивок» - стальной, пластиковый или композитный кивок с размером рабочей части не менее 100 мм.
Главное требование, предъявляемое  к длинному кивку, заключается в том, чтобы создаваемые рукой с большой амплитудой колебания шестика, «прогнав волну» по всему кивку, затухали до самой малой амплитуды на кончике кивка.
«Короткий кивок» - пластиковый кивок с рабочей частью, не более, 70 мм.
 «Обратно-выгнутый кивок» - короткий мягкий кивок, которому изначально придали загиб вниз по ходу лески.
То есть в рабочем положении кивок почти отвесно «смотрит вниз».
«Кивок отвес» - очень мягкий кивок, не имеющий собственной игры, и под нагрузкой висящий вертикально, то есть перпендикулярно льду.
 «Скорость проводки» - величина, которая «сама получается» при умножении частоты на разность двух амплитуд в цикле. Различаю скорость проводки на подъеме и, реже, на спуске. Чем больше частота и разность амплитуд в одном  колебании, тем быстрее скорость проводки. Если мы говорим: «медленная проводка», то значит надо подбирать такую частоту и амплитуду, чтоб проводка и в самом деле была медленной. Не стоит слишком ломать голову над вышесказанным заумным определением скорости проводки! Начнете рыбачить, - все само станет понятным.
   
Виды  проводок.
1. Быстрая пила
Пожалуй, наиболее известная и популярная из безмотыльных проводок. Но, и довольно сложная для качественного исполнения! Если у Вас есть хорошо подогнанный под вес мормышки длинный двухконусный кивок, то правильное исполнение этой эффективной проводки значительно облегчается. Суть проводки в том, что мы колеблем мормышку так, как будто «пилим» воду в лунке. Мы поднимаем мормышку вверх, скажем на 3 мм и тут же, без микропауз, опускаем ее на 1 или 1,5 – 2 мм. Я не использую в «быстрой пиле» амплитуду более  5-ти миллиметров. Частота колебаний в «быстрой пиле» подбирается в зависимости от активности и вида рыбы, которую вы желаете поймать. Для ленивого и медлительного леща можно применять частоту 60-120 колебаний (циклов) в минуту. Для плотвы, ельца, ерша – 120–180 колебаний в минуту. Для окуня я применяю частоту от 240 до 360 колебаний. При длинном кивке для пиления применяю верхний, нижний и отвесный хваты. При положении удильника параллельно льду, применяю только верхний хват. Если Вы исполняете «быструю пилу» обратно-выгнутым или отвесным кивками, то удобнее применять нижний или отвесный хваты.
В чем же трудность пиления?! А в том, что задав в начале проводки определенную частоту и амплитуду, Вы не должны менять ее до самой верхнее точки проводки! Поэтому не торопитесь при освоении «быстрой пилы» сразу задавать мормышке большую частоту и малую амплитуду! Потренируйтесь дома, в высокой посуде, на малых частотах и предельно большой рабочей амплитуде. На кивках типа «отвес» и «обратно-выгнутый» часто применяют нижний хват. Выглядит это так, как будто  Вы ставите карандашом множество точек на листе бумаги или стучите, как дятел, по столу! При использовании этих кивков руку надо тренировать обязательно! Если длинные кивки как-то сглаживают огрехи в игре, то отвесные кивки с готовностью передадут мормышке все Ваши ошибки и сбои в проводке! Тут уж Вам выбирать… Для меня оказалось проще поставить руку, чем подогнать или изготовить три десятка длинных кивков под каждую мормышку индивидуально.
2. Вектор (векторная проводка)
Эта проводка не вызовет в освоении никаких затруднений. Если «быстрая пила» рассчитана на активную рыбу, что, согласитесь, бывает не часто, то векторные проводки выручают тогда, когда рыба и не помышляет о еде! И, тем не менее, она хватает мормышку даже в бесклевье. Эта проводка в разных регионах называется по-разному. Встречал такие названия: «толчковая», «лесенка», «скрадок», «пунктир», «крадущаяся». Мне больше приглянулось короткое и точное имя -  «вектор». Проводка выполняется следующим образом:
берете удочку любым, удобным для Вас хватом и, опустив мормышку на дно, начинаете поднимать ее вверх короткими, по 1-3 мм толчками с микро-паузами в половину секунды после каждого толчка. Скорость подъема определяете по активности рыбы. Активная рыба – вектор 5–10 мм. Пассивная рыба –  2–5 мм. Главное, чтобы после каждого микроподъема выдерживалась крохотная пауза.
Выполнять вектор удобнее на коротком кивке. Можно и на длинном, но тогда надо повернуть его в положение «обратно-выгнутый» и работать очень аккуратно! Векторная проводка должна работать только в одном направлении и не иметь «отдачи кивка» вниз! Только в одну сторону. Поэтому коротким, обратно-выгнутым кивком или кивком  «отвес», эту проводку выполнять удобнее.
3. Нижний вектор.
Тот же «вектор», но стартуем не со дна, а сверху, на спуск. Это дело обожает плотва и пассивный окунь.
4. Плоский вектор.
Выполняется плоским хватом и любым кивком. Важно другое: если лед толще 30 см, то проводка малоэффективна. Кроме того, лунка должна быть чистой от крошек льда и снега. Вы стартуете от одного края лунки и микротолчками ведете мормышку к противоположному краю без подъемов и спусков! – параллельно дну. Чем толще лед, тем короче путь мормышки без вертикальных перемещений, так как на всю толщину льда трудно очистить лунку до идеального состояния. Да и зачем? Мало что ли других проводок?! По той же причине (полной очистке лунки) проводка слабо работает на мелководье, поскольку лунка засвечивается. Но, если условия ловли позволяют, то рыба охотно отзывается на эту проводку.
5. Угловой вектор
Начинаете так же, как и плоский вектор, но, стартовав от края лунки, ведете проводку не параллельно дну, а под углом 15-30 градусов вверх, то есть с подъемом. И не забывайте про микропаузы - это не пила! Дойдя до края лунки, ведете мормышку назад, но уже кивком вперед. Угол можно поменять, а вот величину «толчка» менять не стоит. Проверял… Я бы не стал рассказывать про угловой вектор, так как это всего лишь модификация одной и той же векторной проводки… Но, уж очень эту проводку «уважает» зимний карась!
Маятниковые проводки.
Эти проводки весьма успешно работают на водоемах Зауралья. Лет десять назад, на каком-то озере, поставил для себя задачу: сегодня ловить только маятниковыми проводками. И вполне успешно отрыбачил! Впрочем, спектр маятниковых проводок позволяет ловить любую рыбу - как по виду, так и по активности.
6. Широкий маятник
Выполняется отвесным хватом. Можно и нижним хватом удильника, но удобнее – в отвес,  используя короткий кивок. Качественное выполнение проводки на длинном кивке требует длительных тренировок руки. А оно Вам надо? «Легким движением руки» укоротили кивок и работайте маятником, сколько душе угодно! Располагаете удочку в отвес так, чтобы кончик кивка смотрел вертикально в лунку, и начинаете маятниковые движения поперек лунки с амплитудой 20-40 мм и частотой до 120, не более, циклов в минуту. Можно выполнять дриблинг, подъемы и спуски.
7. Быстрый маятник.
Выполняется отвесным хватом и на коротком кивке. Все так же, как и при игре широким маятником, но амплитуда - 10-20 и частота - до 240 циклов в минуту. Понятно, что при такой частоте длинный кивок перейдет в режим «волна» и не выдаст Вам желаемой игры. Возможно, рыба и клюнет… Но это будет какая-то другая проводка, а не быстрый маятник.
8. Колокольчик.
Это разновидность широкого маятника. Вся разница в том, что колебания удильнику задаются ударом по катушке указательным пальцем. Зачастую, после дриблинга широким маятником переходишь на колокольчик с подъемом - и моментально происходит поклевка рыбы. Видимо, ударные колебания шестика передают через леску мормышке своеобразные колебания, отличающиеся от колебаний при обычной маятниковой игре удильником. Более того, «колокольчик» заметно меняет игру мормышки в зависимости от того, в каком положении у Вас находится плоскость кивка относительно точки удара: загнутый вверх (спинка), вниз (обратно-выгнутый) или на ребре. Проверьте в аквариуме или банке с водой, и Вы увидите реальные отличия.
9. Плоский маятник.
Выполняется плоским хватом и любым кивком. Удильник лежит на ладони параллельно льду,  движения хлыстика – поперек лунки. Это, конечно же, не «маятник» в чистом виде, поскольку при игре шестик совершает возвратно-поступательные движения в горизонтальной плоскости,  а не отвесно-качающиеся движения маятника. Но, ничего более подходящего я не придумал, да и не искал другого названия для этой проводки. Выполняется весь спектр колебаний – от широкого маятника до быстрого маятника. Можно исполнять дриблинг, подъемы и спуски с колебаниями различной частоты и амплитуды. Важно помнить одно: стартовав с определенной частотой и амплитудой, Вы не должны ее менять до определенной Вами точки, в которой будет сделана секундная пауза, после чего - переход на другую проводку  или контрольная подсечка.
10. Горка.
Эта проводка частенько выручает и уводит «от нуля» в жестокое бесклевье, в периоды, когда рыба не желает брать ни на какие другие проводки! Даже векторные манипуляции с удочкой остаются безответными! Тогда наступает время «горки»… По сути – это медленный подъем мормышки от дна до уровня глаз без толчков и колебаний. Впрочем, совсем без колебаний не получится! То рука дрогнет, то ветерок по кивку ударит, то рукав куртки за что-то заденет. Так что – мормышка колеблется… Подъем надо выполнить, примерно, за 15 секунд. Затем на пару секунд останавливаю движение и делаю мягкую кистевую подсечку. Частенько рыба засекается, причем я точно помню несколько рыбалок, когда на контрольную подсечку было поймано рыбы больше, чем на нормальные проводки! Вообще, старайтесь помнить о завершении каждой проводки контрольной подсечкой.
11. Подгорка.
Это горка «наоборот», то есть спуск мормышки сверху ко дну. Выполняется с той же скоростью, что и «горка», то есть – по счету. Я заметил, что на «подгорку» поклевки случаются во второй половине дня. Не могу объяснить этот факт, но это - многолетние наблюдения.
12. Скрутка
Мне встречалось такие названия этого действия, как «волчок», «юла». Уже из этого можно представить себе движения мормышки в воде! Выполняется это так: на уровнях, где чаще всего следовали поклевки - у дна или в полуметре от него, - вы останавливаете поступательное движение снасти и, зажав леску между большим и указательным пальцами под самым кивком, одним движением закручиваете её по часовой стрелке и зажимаете леску на несколько секунд. Затем  отпускаете леску, внимательно следя за кивком. В течение 3-7 секунд мормышка выполняет колебания «туда–сюда» вокруг своей оси. Обычно на затухании вращений и происходит хватка рыбы. Посмотрите дома, в банке, как это работает.
13. Зеркало.
Это не какая-то отдельная проводка, это - «зеркальный» способ исполнения всех, известных Вам, проводок. Исполнив «дивное соло» из пяти-шести, отточенных до совершенства, проводок, Вы не дождались от капризной рыбы долгожданной поклевки, хотя точно знаете, что рыба в этой лунке есть! Ну что же, не хочешь элегантного виртуоза - получи брутального кустаря! Вы перекладываете удочку в левую руку и начинаете исполнять то же проводки, которые только что мастерски исполняли правой рукой. Больно и стыдно смотреть на то, как это у Вас получается! Не знаю, - в чем тут дело, но рыбе Ваши каракули кивком вполне по вкусу… следует уверенная поклевка! После Вы начинаете «правильную» проводку «правильной» рукой. И рыба опять ловится! Ну, это понятно: большинство поклевок происходит на смене игры. Пробуйте «зеркало», это интересно, полезно и результативно.

Проводки-«активаторы» клева.

«Активаторы» клева - это темповые проводки с большой амплитудой и частотой, при которых рыба редко совершает поклевку, но заметно «раздразнивается». Стоит Вам после активатора выполнить «рабочую» проводку, и рыба не заставит себя долго уговаривать! Правда, это - только в идеале…
14. Широкая пила.
Выполняется так же, как и быстрая пила, но амплитуда – 15-20 мм.
15. Широкий вектор.
Выполняется так же, как и вектор, но амплитуда - 5-15 мм с более скоростным подъемом или спуском.

16. Вилочка.
Напоследок, хочу рассказать об отдельно стоящей проводке "вилочка". С одной стороны, это вроде "быстрая пила". Но наличие ударных элементов, характерных для колокольчика, делает игру мормышки заметно отличающейся от классической быстрой пилы.
При этой проводке хлыстик помещается между указательным и средним пальцами левой руки. Начинаете перемещать хлыстик вверх-вниз с обязательным ударом о пальцы. Амплитуда задается зазором между пальцами. Широко развел - широкая амплитуда, свел поближе - вот тебе и малая. Некоторые выполняют вилочку между указательным и большим пальцами. Ну, кому как нравится. Проводка весьма работающая, но физически утомительная. Хотя, когда я был моложе, то так не думал!

Я рассказал Вам о многих типах проводок, которыми успешно пользуюсь на рыбалке. В следующей главе расскажу об искусстве, - а другого слова подбирать не хочу - комбинирования проводок. Что же касается вышеописанных проводок, так сказать, в чистом виде, то вот вам мой совет: не заморачивайтесь на точном соблюдении амплитуды и частоты -  это невозможно! Для себя визуально уясните, чем одна амплитуда и частота отличается от другой, проведя несколько раз сравнительные «баночные» испытания проводок. Это необходимо, поскольку это - «начальная школа»!
Можно, и так многие делают, играя правой рукой, - левой поддерживать и плавно поднимать игровую руку. Некоторые скользят игровой рукой по вытянутой, или поставленной рядом с лункой, ноге. Пробуйте, решайте сами, что Вам удобнее, и как получается лучше. Догм нет! А заложив фундамент, можете дальше строить на нем все, что пожелаете! Реальная рыбалка расставит полученные знания по своим местам. Появятся любимые проводки, которые Вы начнете применять чаще других, и у Вас все чаще, именно на эти проводки, будет ловиться рыба! По мере накопления опыта, Вы вдруг поймете, что ничего страшного в быстрой пиле или угловом векторе нет и, спокойно и счастливо, начнете ловить большую рыбу, задумываясь только о комбинации проводок, типе мормышек и их тюнинга! Дальше поговорим о комбинировании проводок.  

Искусство комбинирования проводок.

Да-да! Я не оговорился, - именно «искусство»!
Вы познакомились с основными проводками, которые применяются при ловле рыбы на безмотыльную мормышку. Конечно, можно применять их по очереди или списку. И рыба, если она есть под лункой, скорее всего, схватит мормышку. Считая, что подобрали проводку, на которую рыба сегодня клюет, Вы начинаете тщательно копировать удачное движение кивка. А поклевок больше нет! Вдоволь наигравшись быстрой пилой или вектором, Вы начинаете понимать, что делаете что-то не так  и вновь переходите на «списочную» игру. Тут же следует хватка рыбы! Я не знаю, отчего так происходит, но рыба чаще всего клюет при смене проводок.
Даже если Вы определили, что рыба сегодня предпочитает «быстрый маятник» и берет в 10 см от дна, а потом, при продолжении – в 60-70 см, то это не значит, что надо от начала и до полутора метров вверх, выполнять только эту проводку. Желательно раздразнить рыбу на подходе к клёвому горизонту и подготовить к хватке на рабочую проводку в местах стоянки. И для этого у Вас в арсенале много вариантов для составления уловистых комбинаций.
Можно сделать две быстрые дразнящие проводки «широким маятником» от дна на высоту 30 см, а в третьей выполнить быстрый маятник с медленным подъемом до уровня глаз. Выдержав в верхней точке паузу в несколько секунд,  сделайте короткую кистевую подсечку. Если рыба не клюнула и не засеклась на контрольную, можно попробовать провести две широких пилы  до уровня глаз - как Вы понимаете, довольно быстрых - а затем сразу, от дна провести быструю пилу, но с почти вертикальным углом расположения удильника относительно плоскости льда. Это будет почти «быстрый маятник». Изменяя положение удочки относительно плоскости льда, Вы меняете игру мормышки: - от агрессивной и резкой при углах, близких к вертикали, до плавной и  «мягкой» при горизонтальном расположении удильника.
Есть два направления в технике проводки безмотыльной мормышки:
одни рыболовы категорически настаивают на том, что амплитуда и частота не должна меняться от точки старта до точки финиша длинной проводки. Только в монотонности и точности исполнения залог успеха;
другие же говорят, что смену проводок можно осуществлять в течение одного подъема или спуска, и это - гораздо результативнее, так как позволяет быстрее нащупать оптимальные для данного водоема (или периода) проводки. Помня о том, что чаще всего клюет на смене проводок, надо проводить эту смену на горизонтах, где чаще всего происходят хватки рыбы. Иными словами, за один подъем можно сделать три-пять различных проводок.
Не могу не согласиться ни с первыми рыболовами, ни со вторыми, так как их выводы основаны на многолетнем опыте! Ведь ловят же и так, и эдак! Думаю, дело в физических данных и характере рыболова. Для одного не составляет большого труда вести мормышку на высоту метр-полтора без сбоев и остановок - а это важно, так как сбой в монотонной игре отталкивает рыбу от мормышки (это я наблюдал посредством видеокамеры, опущенной под лед). Ладно, если это векторные проводки или горка, или маятник, наконец! А если это быстрая пила в 240 колебаний в минуту?! У меня без сбоев не получается провести пилу длиннее 50 сантиметров.  Потом начинаются «подергушки», смена угла проводки, изменения частоты и амплитуды. На это дело рыба клевать отказывается, если только не первый лед с сумасшедшим жором! Поэтому мое место - в рядах «многопроводочников».

Итак, вернемся к началу: рыба берет на быстрый маятник 10/180 ( 10 – это амплитуда в миллиметрах, а 180 – это количество циклов в минуту) со средним подъемом на горизонтах, примерно, 10 и 60 сантиметров от дна. Мои действия: дриблинг широким маятником у  дна в течение 7-10 секунд и сразу же переход на быстрый маятник 10/180 с медленным подъемом до высоты тридцать сантиметров. На этой высоте делаю остановку на пару секунд и, если не последовала поклевка, начинаю поднимать вверх широкой пилой до высоты полуметра, где после короткой паузы опять перехожу на «клевый» быстрый маятник, но уже с подъемом со средней скоростью, и веду его до уровня глаз или выше.
Допустим, малоактивная рыба предпочитает сегодня вектор или горку и стоит у дна. Значит, сначала привлекаем внимание рыбы аккуратным плоским маятником 20/120 у самого дна, без подъема, а потом сразу же переходим на вектор с амплитудой 2-3 мм с медленным подъемом на 20 см, где делаем паузу и обязательную (для вектора) подсечку.
Опускаем мормышку на дно (я предпочитаю контролируемое падение) и выполняем у дна дриблинг быстрой пилой 3/240 в течение 5-7 секунд, останавливаем мормышку на секунду и делаем медленную горку на 10 см, опять дриблинг пилой и поднимаем горкой выше, до 20 см от дна, и так далее...
Теперь Вы сами можете составить массу вариантов и комбинаций. Но, прежде советую потренироваться  в банке или ванне.
Важно запомнить следующее:
1) Начинать надо с быстрого дразнящего движения, а в рабочем горизонте - переходить на более медленную «ловчую» проводку.
2) Какой бы длины отрезок Вы не выбрали для конкретной проводки - игра на его протяжении должна выполняться максимально точно и без сбоев.
3) Если сбой все-таки произошел - постарайтесь использовать его для смены проводки, как правило, на более медленную. Часто такой вынужденный маневр приводит к поклевке.
4) Не забывайте о зеркальных проводках! Не могу ни понять, ни объяснить  в чем тут дело? Но рыба, чутко реагирующая на малейший сбой в «правильной» проводке, жадно берет мормышку на грубой и корявой, выполненной левой рукой! Это многолетний факт и примите его как данность.
Дерзайте, творите, пробуйте!
 

                                           автор - Сосновских Виталий Павлович ( г. Курган ), журнал Рыбалка на Руси, февраль 2011

 


 

Добавить комментарий

Для добавления комментариев вам надо зарегистрироваться на сайте и выполнить вход!

Защитный код
Обновить